Результаты проведенных исследований позволяют более реалистично оценить возможности УР средней дальности с активной системой самонаведения, применение которых изначально планировалось по схеме «выстрелил и забыл». Предполагалось, что использование активной РЛ ГСН на ракете AIM-120 позволит освободить истребитель от необходимости сопровождения атакуемой цели бортовой РЛС. Однако дальность надежного захвата цели типа современный самолет-истребитель (в особенности малозаметный) радиолокационной ГСН находится в пределах десятка километров, что определяет продолжительность автономного самонаведения ракеты интервалом в несколько секунд, которые практически не оказывают заметного влияния на динамику боевого маневрирования атакующих истребителей.
Кроме того, момент перехода ракеты на самонаведение летчику неизвестен, и, чтобы гарантировать успешность атаки, он должен обеспечивать автосопровождение атакуемого и корректирование траектории ракеты до ее попадания в цель. Таким образом, боевое применение УР средней и большой дальности с полуактивной или активной системами самонаведения в ДВБ практически не отличается.
Применение на F-22 бортовых РЛС с АФАР расширяет их боевые возможности при перехвате групп ударных самолетов или потока крылатых ракет, когда складываются условия для одновременной атаки нескольких неманеврирующих целей, например шести, по количеству ракет AMRAAM на борту истребителя. Такая же схема ведения дальнего воздушного боя с истребителями представляется маловероятной, потому что атака даже одиночной энергично маневрирующей цели часто заканчивается промахом УР средней дальности. Отсюда, залповый пуск всех ракет по группе истребителей противника может просто обезоружить F-22.
Анализ применения УР средней дальности в ДВБ показывает, что практически все атаки производятся из ППС. До 90% пусков осуществляется в секторе курсовых углов атакующего q = 0...300, а оставшиеся 10% распределены в секторе q = 30...90°. Все результативные атаки были произведены при дальности пуска Dn < (О.б5...0,75)0рмакс. Распределение общего количества успешных пусков по дальности для малых (пп М) и больших (nn Б) высот приведено в таблице.
Dп, км 5-15 15-25 25-35
nn M, % 17 49 34
nn Б, 5 8 20 72
Эти результаты показывают, что хотя, по данным некоторых авиационных изданий, дальности обнаружения и поражения воздушных целей уже перевалили далеко за 100 км, пространство ДВБ, в котором реально происходит боевое столкновение, не превышает 4-5 десятков километров и потому современный дальний воздушный бой, как и ближний, является скоротечным. Звено истребителей при полете на малых высотах успевает произвести в среднем 2,5, а на больших высотах - до 5 прицельных пусков УР. При этом доля ракет, достигших цели, также зависит от высоты полета и составляет на малых высотах около 23%, на больших высотах - до 39%.
Эти данные подтверждаются расходом ракет истребителей США на один сбитый самолет иракских ВВС во время первой войны в Персидском заливе. На уничтожение 30 самолетов Ирака было израсходовано 96 ракет, то есть средняя вероятность поражения в одной атаке Wnop = 0,31. Причем атаки, как правило, производились за пределами визуальной видимости по целям, которые не оказывали ни радиоэлектронного, ни огневого, ни маневренного противодействия атакующим.
Влияние высоты на частоту и эффективность применения ракетного вооружения проявляется через энергобаллистические возможности УР. С уменьшением высоты возрастает лобовое сопротивление ракеты, снижающее среднюю скорость и дальность ее управляемого полета. Маневренные возможности атакуемого истребителя с у меньшей нем высоты, наоборот, повышаются, что увеличивает эффективность противоракетных маневров. Использование противоракетного маневрирования на конечном участке траектории движения УР приводит к срыву наведения ракет в 64% атак при полете на малых высотах и в 47% атак - на больших высотах.
Полученные результаты позволяют рационально сформировать боекомплект самолета-истребителя. Очевидно, что постоянное наращивание количества ракет на борту истребителя до 10-12 штук нецелесообразно, поскольку это существенно снижает маневренные возможности самолета и в итоге лишь уменьшает его эффективность. Ракетное вооружение истребителя 5-го поколения должно включать: две УР повышенной дальности пуска (типа Р-27Э) с полуактивной или активной системой самонаведения на конечном участке траектории, две УР средней дальности с активной системой самонаведения (типа РВВАЕ) и четыре УР малой дальности с пассивной системой самонаведения (типа Р-73). Тогда, учитывая групповой характер применения истребителей и возможность парного пуска ракет в одной атаке, этого боекомплекта хватит для активного ведения ДВБ и позволит вступить в БВБ без лишнего балласта.
Общий итог боевого столкновения истребителей в ДВБ показывает, что уровень потерь противоборствующих подразделений не превышает 10...40% от количества самолетов в группе. Таким образом, до 60...90% самолетов-истребителей будут вынуждены вступить в ближний воздушный бой при решении задачи прикрытия войск и самолетов других родов авиации. Если же полученные результаты спроецировать на участие в воздушном бою малозаметных истребителей 5-го поколения с обеих сторон, в сочетании с применением средств радиоэлектронной борьбы, то результативность ДВБ наверняка окажется значительно ниже. В результате, списывать со счетов БВБ, как основной способ ведения боевых действий истребительной авиации, нет никаких оснований.
Как видно, требования, предъявляемые к перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации, являются весьма высокими. Для их реализации необходимо избавить самолет-истребитель 5-го поколения от излишних функций, не свойственных ему, сконцентрировавшись только на уничтожении воздушных целей. Утверждение о том, что малочисленным парком многофункциональных боевых самолетов можно успешно решить все боевые задачи, стоящие перед ВВС такой страны, как наша, является опасным заблуждением!
Легендарными по своей боеспособности и эффективности в истории мировой авиации становятся только «чистые» истребители (см.: «Авиапанорама», №2, 2006 г.). Еще на заре авиации известный русский летчик-истребитель И.У. Павлов писал: «Опыт показал, что универсальность самолета и летчика, то есть попытка заставить экипаж решать одновременно несколько разноплановых задач, осуждена практикой. Именно узость истребительной авиации может сделать ее сильнее, обеспечить необходимыми правами для завоевания господства в воздухе».
Аналогичная мысль высказана в работе «Истребительная авиация» одного из самых результативных русских летчиков-истребителей Первой мировой войны Е.Н. Крутеня: «Всякая универсальная вещь, пуская, первое время, пыль в глаза, по рассмотрении оказывается скверной вещью». К сожалению, эта пыль в глазах высокого начальства зачастую мешает разглядеть противоречия между интересами коммерции и интересами обороноспособности страны.
Сергей ЛЕВИЦКИЙ, доктор технических наук, профессор