Цитата Сообщение от baldhead Посмотреть сообщение
F-4 , конечно , машина эпохальная , на все случаи жизни , да и по надёжности выше всяких похвал . Но когда Chizh назвал его маневренной машиной, способной переманеврировать МиГ-21 в БВБ....
Да вполне способен он "переманеврировать"(с).

На разных режимах и высотах полета Ф-4 и МиГ-21 имели свои приимущества и недостатки.

Не говоря уж про то что разные модификации этих самолетов существенно отличались одна от другой.

У обоих самолетов маневренность повышалась от модификации к модификации , и это было следствием изучения боевого опыта.

МиГ-21бис был гораздо лучше чем например МиГ-21ПФ , а F-4E к примеру значительно превосходил F-4C.

При всем при этом :

1) Оба этих самолета изначально не разрабатывались для ведения БМВБ и были слабо преспособлены к этому виду боя

2) Наибольших успехов во Вьетнаме МиГ-21 добивались при применении их по тактике для которой они разрабатывались : одна скоротечная атака с немедленным выходом из боя на максимальной скорости без втягивания в БВБ.

С учетом огромного численного превосходства противника МиГи применяли "партизанскую" тактику - "ударил - беги" , при этом огромным приимуществом было действие над своей территорией (как правило вблизи аэродромов базирования) в своем радиолокационном поле под управлением наземных операторов наведения.

Так же очень важно было постараться достигнуть внезапности , для чего откровенно слабые бортовые РЛС как правило не включались , а поиск цели и прицеливание выполнялись визуально.
Применялись так же разнообразные тактические приемы - в т.ч. с взаимодействием с "догфайтерами"-МиГ-17.

В этих условиях МиГ-21 действовали подобно немецким экспертам-охотникам времен Второй Мировой.

Как только МиГ-21 пытались (или вынуждены были) ввязаться в затяжной маневренный бой , они начинали терпеть поражение от численно превосходящего противника.

Ситуация поначалу усугублялась тем что на МИГ-21 пересаживали самых опытных летчиков с МиГ-17 для которых "собачья свалка" была лучшей и хорошоосвоенной тактикой , и летчики пытались воевать на новом истребителе как на старом.

Кроме того ракетное оружие того времени было плохо преспособлено для ведения маневренного боя , так что энергичное маневрирование было более защитной мерой.

По сравнению с Ф-4 МиГ-21 имел ряд неоспоримых приимуществ :

- Менее жесткие ограничения в пилотировании на некоторых режимах.
- Меньшие размеры , снижавшие радиолокационную и визуальную (после того как поняли необходимость камуфляжной окраски) заметность.
- Меньшую стоимость (впрочем это едва ли можно считать техническим или тактическим приимуществом).
- Превосходство в маневренных характеристиках на некоторых режимах.
- Несколько меньшее дымление двигателя (повидимому из-за того что он был один в отличии от 2х на Ф-4).
Фантом был сущим "паровозом" (при работе на крейсерском режиме , на минимальном форсаже дымление пропадало) , хотя и МиГ-21 бездымностью похвастаться не мог. По свидетельству израильских летчиков они (в условиях обычного для Ближнего Востока ясного неба) обнаруживали МиГ-21 по дымному следу на бОльших расстояниях чем с помощью бортовых РЛС.

Однако и недостатков хватало :

- Откровенно слабое вооружение. По сравнению с арсеналом Фантома оружие мягкоговоря неубедительное.
У Ф13 и ПФ/ПФМ вооружение совершенно неудовлетворительное для любого боя кроме "ударил-беги". Практически после первой же атаки МиГ-21 становился безоружным.

Только ближе к концу войны МФ получил вполне достаточное для тех условий оружие из 4х Р-3 и встроенной пушки.

- Очень слабый и практически бесполезный на практике радар.
- Плохой обзор из кабины (впрочем у Фантома он был ненамного лучше , нескоторое превосходство Ф-4 имел за счет "2й пары глаз")
- Очень небольшой запас топлива , ограничивающий радиус действия и время работы двигателя на форсаже.
- На некоторых режимах/высотах МиГ-21 уступал Фантому в разгонных характеристиках и скороподьемности , а так же в горизонтальной маневренности (против F-4E\J).

Недостатки однако можно было частично компенсировать грамотной тактикой в общих чертах описанной выше.
В целом на факт относительного успеха МиГ-21 в условиях многократного превосходства противника повлияли благоприятные условия применения и адекватная условиям и возможностям тактика.

то кроме смеха у меня ещё появилось озарение , почему именно такие FM имеют самолёты в LO .
Ну и почему же ? Про SFM и AFM слышал небось ?

Израильтяне , кстати, применяли Фантом в основном как ударный истребитель , для огневой поддержки войск , в воздушных боях как приманку , или действовали из засад .
И совершенно правильно. Потому что следует использовать технику с наибольшей отдачей.

Ни один другой самолет израильских ВВС не имел в то время ударных возможностей сравнимых с Ф-4Е , а так же такого мощного вооружения класса воздух-воздух и столь мощной РЛС.

Разумеется вводить столь ценный самолет в ближний бой с МиГ-21 было совершенно неразумно , особенно при наличии очень удачных и хорошопреспособленных для БМВБ Миражей-3 и их пиратских копий.

Арабские пилоты особо не боялись F-4 в БВБ .
1) Арабским пилотам вообще то похвастаться было нечем. Они вчистую проиграли противостояние с израильскими. Так что кого они "боялись" а кого "не боялись" - это лирика.

2) Арабские пилоты были в целом нехуже вьетнамских (да пожалуй и советских) , израильские в свою очередь были не лучше американских (во всяком случае какой то большой разницы между ними не было).

Худшие по сравнению с вьетнамцами результаты арабов обуславливались не недостатками техники (она была нехуже , а кое-где и лучше чем у вьетнамцев) и не подготовкой летчиков , а менее благоприятными условиями применения , тактическими просчетами , характером войны в целом.