Цитата Сообщение от LeonT Посмотреть сообщение
Именно так. Уточню только, что в приведенном мной выше выражении М = (F1 + F2) *H/2 указаны обе силы лишь для того, чтобы продемонстрировать действие именно ПАРЫ СИЛ. Поскольку они по величине равны, выражение может быть представлено и как М=F1*H, и как М=F2*H.
Нет, второе выражение не верно. Плечо силы Ф2 до центра вращения самолета на земле, на твоем рисунке не обозначено. Оно будет гораздо меньше расстояния Н. (точка приложения силы Ф2 на рисунке практически совпадает с центром вращения самолета на земле)

--- Добавлено ---

Цитата Сообщение от Mirnyi Посмотреть сообщение
А я не предлагал Вам менять знак суммарного момента, я предлагал принять уменьшение суммарного кабрирующего момента, как появление в суммарном моменте дополнительного слагаемого - момента пикирующего.
Если момент инерции самолета не превратился в пикирующий, а остался кабрирующим и уменьшился - тогда все правильно.
Цитата Сообщение от Mirnyi Посмотреть сообщение
А ускорение создаётся не силой тяги, а какой-то потусторонней?
Нет, ускорение создается именно силой тяги. А вот моменты сил создаются не просто силами, а силами на плечо до центра вращения.
Цитата Сообщение от Mirnyi Посмотреть сообщение
Правильно, но тогда нет и никакого кабрирующего момента от силы инерции, обусловленной ускорением самолёта силой тяги двигателей.
Неверно, сила инерции появляется при ускорении самолета. Рассчитать ее можно по 2-му закону Ньютона (F=ma) Точка ее приложения - цм самолета. Направлена она противоположно ускорению. Т.о. при разгоне самолета она направлена из цм назад и на плече до оси колес создает кабрирующий момент. Если самолет замедляется, то сила инерции направлена вперед (противоположно ускорению) и создает пикирующий момент. Момент же от силы тяги всегда направлен вперед и создает всегда пикирующий момент.

--- Добавлено ---

Цитата Сообщение от LeonT Посмотреть сообщение
Это в автомобиле так. Он разгоняется и тормозится за счёт взаимодействия с дорогой, которая всегда расположена внизу.
Нет, это справедливо и для самолета. цм самолета тоже находится выше центра вращения на земле (оси колес), поэтому момент от сил инерции создает при разгоне кабрирующий момент.
Цитата Сообщение от LeonT Посмотреть сообщение
Для аэроплана, это абсолютно справедливо в случае торможения шасси (с обязательным замедлением движения). А в случае разгона, направление момента зависит уже от того, проходит ли вектор тяги СУ выше или ниже ЦМ.
Вектор тяги создает не момент инерции, а момент от силы тяги. Момент от силы тяги будет всегда пикирующим, потому что точка приложения силы тяги расположена выше оси колес (центра вращения самолета на земле). Момент от силы инерции, (а не от силы тяги с которым ты его постоянно путаешь) зависит от ускорения самолета (направлен всегда против ускорения) поэтому на разгоне он создает кабрирующий момент, а при торможении пикирующий.