Не за что, всегда рад поделиться своими скромными познаниями.
- - - Добавлено - - -
Я вот даже не удержусь и раскрою товарищу А_А_А эту тему во всех подробностях.
Положим, наш дорогой А_А_А, ты решил стать крутой авиакомпанией - конечно, лоу-костом. Без всяких савельевских штучек-дрючек. Я не буду тебе рассказывать про нашу авиационную власть, про то как получают частоты на полеты, про налоги и ставки аэродромных сборов. Мы ограничимся пока только одним лишь ВС, точнее - его приобретением.
Ты берешь любимую тачку лоукостера - бобик 738 (я бы брал А-320, ТОиР там реально дешевле, но - не суть. Боинг скидками перебъет).
Положим, тебе надо их сразу 10 (ты же помнишь, у нас есть ограничение на минимальное количество ВС с числом мест более 50. Ричард Брэнсон, начавший авиаимперию Virgin с одного арендованного Боинга, в наших реалиях торговал бы айфонами).
Как тру-лоу-костеру самолеты тебе нужны новыми.
Сколько тебе надо денег - правильно, где-нибудь скромный лярд зелени.
Но, допустим, жена А_А_А стребовала себе новую шубу, а дети - мороженное, поэтому вот как раз сейчас, на старте лярда у него нет.
Поиздержался слегка.
Типичная ситуация.
Она такая у всех.
И надо идти в банк, банально занимать.
А_А_А, ты куда пойдешь? В "проклятый грефовский" сбер? В "ублюдочный костинский" ВТБ?
Нет, ты туда не пойдешь, потому что стоимость наших кредитов все себе представляют - наши ставочки в разы выше западных. И это еще до того, как вы прочитаете что же там написано мелким шрифтом.
Поэтому А_А_А одевает белый костюм, и едет...ну скажем, в Швейцарию.
Идет в банк, и скромно просит лярд зелени, буквально до послезавтра. Его конечно ведут к Главному Банкиру.
- Вы - авиакомпания? - спрашивает банкир. - Ах, какой шарман! Садитесь, прошу Вас. Чай, кофе?
- Чай. Только не как в Аэрофлоте, пожалуйста - гордо говорит наш авиамагнат. - И шикарным жестом протягивает визитку, где черным по синему написано, что он - CEO Migthy Wings of Kaliningrad.
Банкир начинает морщить свой банкирский лобик и бормочет себе под нос
- Kaliningrad, Kaliningrad... - Простите, я в школе проболел географию. Не напомните - это Калифорния или Лазурный Берег?
- Это вообще-то Россия. Географический центр Европы! - с гордостью говорит наш герой, с удивлением наблюдая как меняется выражение банкирского лица.
Понятно - у того сейчас примерно такие же противоречивые чувства, как если бы ему сообщили что его нежно любимая теща сгорела в его коллекционном "Бентли" цвета "мокрый асфальт королевы-девственницы".
- Tvou mat!... - бормочет швейцарец себе под нос и кричит в приоткрытую дверь. - Не надо чая, несите виски!
И в задушевной беседе выкладывает карты на стол.
Конечно, у кредита хорошее обеспечение - высоколиквидные самолеты.
Да вот какая штука - для банка риск - банкротство перевозчика. Ну разорится твой "Калининград Эйр", что тогда? Банк приходит и забирает самолеты, типа как кредитный Форд Фокус.
Ага, сейчас. В России, если кто не знал - ВС - это юридически недвижимость, навроде дачного участка.
Да беда в том, что тут разница между борделем и судом примерно такая, что в борделях не обманывают и репутация у них заметно выше.
Нет, конечно, во всем мире действует Кейптаунская конвенция, сильно облегчающая жизнь швейцарским (и не только) банкам как арендодателям, и авиакомпаниям как арендаторам.
Суть ее такова: самолет - инструмент и собственность банка. Если АК банкротится, то ее долги не могут покрываться за счет владельца самолетов.
Аэропорты, налоговые и поставщики пиццы будут с АК судиться, а банк просто приходит и забирает свои самолеты.
Причем государство регистрации ему обязано оказать содействие по выводу такой собственности из своего реестра.
И заметьте - такое изъятие происходит автоматом. Во ВНЕсудебном порядке.
Нет, Россия - тоже член Кейптаунской конвенции.
С ма-а-а-аленькими оговорочками:
- обязательства арендатора перед платежами в бюджет и отечественными "поставщиками общественными услуг" типа "Клининговая компания сортир-сервис" имеют приоритет перед какими-то дурацкими арендодателями. И если у владельца ничего за душой нет (горнообогатительный комбинат, местная хоккейная команда и с десяток роллс-ройсов принадлежат ведь вовсе не ему, а его пенсионерке-маме и восемнадцатилетней дочери), то самолетики пойдут с молотка;
- изъять ВС в любом случае просто так нельзя, а надо идти в российский арбитражный суд - самый гуманный суд в мире.
Поэтому ценность Кейптаунской конвенции для России не сильно больше нуля.
Во что выливаются банковские риски? Правильно, в более высокие проценты по кредиту.
И кредитный самолетик надо страховать. Причем на его полную стоимость (а не как у нас принято с ВС производства СССР - по обязательной ставке, на полную стоимость - рублей этак на сто).
А страховщик смотрит в свой талмуд, и видит, что безопасность полетов в стране будущего арендатора в 2011 году была хуже чем в Африке, а в 2012 году РФ хоть и обогнала Зимбабве и Ботсвану, но все же позади Парагвая и Гондураса.
Так что ставочка будет соответствующей.
Резюме: компания существует пока только на бумаге. На лизинговом контракте еще не высохли чернила. Ни один Боинг в ливрее "Могучих Крыльев Калининграда" еще даже не приблизился к нашим священным рубежам. Но отечественная АК уже должна гораздо больше денег, чем любая другая такая же - но европейская. Причем ее вины во всем этом бардаке - 0.
Хочешь конкурировать с Райанэйром? Валяй - ты уже проиграл.
А это все лишь процентов так 7 наших авиационных проблем...
З.Ы. Банк можно заменить на лизинговую компанию. Лизинговая компания - это просто банк с самолетами, сути это не меняет.





Ответить с цитированием